сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2820065 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Антропология arrow История социальной (культурной) антропологии
История социальной (культурной) антропологии print E-mail

О.Ю.Артемова


Предмет спецкурса - социологические и антропологические аспекты изобразительного и устного словесного творчества в до- и бесписьменных культурах, изучаемых археологически и этнографически.

Цель спецкурса - познакомить студентов с ранними этапами развития художественного творчества, с различными научными подходами к решению проблемы происхождения искусства, а также с возможностями и перспективами изучения этнографических аналогов доисторического изобразительного творчества, поскольку искусство является неотъемлемым элементом культурны любого общества, и как в таковом в нем отражены разнообразные аспекты духовной жизни - культурные ценности, верования, этнические стереотипы, особенности этнического самосознания и своеобразные черты мышления изучаемого этноса.

В задачи спецкурса входит ознакомление студентов: с основными типами памятников художественного творчества дописьменной эпохи и их хронологической атрибуцией, а также с выдающимися образцами изобразительного и словесного творчества бесписьменных обществ, изучавшихся этнографически; с основными типами нормативных структур, организующими художественную творческую активность в бесписьменных культурах; с условиями и формами выражения творческой индивидуальности личности в бесписьменных культурах.

Курс представляет собой новое композиционное явление, так как стремится сочетать изучение социологических и антропологических аспектов художественного творчества бесписьменных (так называемых первобытных) обществ с изучением , аспектов содержательных и эстетических. Новым для отечественной науки является также концептуальное разграничение между доисторическими и традиционными, племенными, обществами и, соответственно, доисторическим и племенным искусством. Сформулированный подход диктует раздельное описание археологических и этнографических материалов. В заключение курса делается попытка их синтеза. Предполагается использование обширного иллюстративного материала и развитие у студентов определенных навыков самостоятельного стилистического и содержательного анализа изучаемых произведений искусства.

Студенты получают представление oб основных концепциях происхождения искусства; знакомятся с основными характеристиками археологических памятников, принадлежащих различным хронологическим эпохам; учатся по видеоматериалам (регулярно демонстрировавшимся на занятиях) приблизительно атрибутировать образцы изобразительного творчества (эпоха и регион).

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Социальная антропология


КАФЕДРА: Учебно-научный центр социальной антропологии

Вернуться к списку