сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2843789 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Литературоведение arrow Творчество "позднего" Л.Н. Толстого (1890-1910)
Творчество "позднего" Л.Н. Толстого (1890-1910) print E-mail

Н.Д. Тамарченко

Задача спецкурса - выявить и показать единство “идей и форм” в творчестве писателя 1890-1900-х гг. В решении этой задачи автор опирается на научную традицию. Принято выделять следующие отличительные особенности творчества “позднего” Толстого: параллельность и взаимосвязь художественной и публицистической деятельности; изменение форм изображения внутренней жизни персонажа, с одной стороны, и способов описания его облика и обстановки действия - с другой; сочетание идей “непротивления” и активного “противления”; смена доминирующих жанров. В аспекте эволюции художественной системы писателя выдвигались мысли об усилении идеи личной активности (и автора, и героя) и о переходе ко все большей обобщенности как в предмете, так и в авторском слове. Если в 1890-х гг. главное произведение Толстого - “Воскресение”, то в 1900-е гг. таково же значение “Хаджи-Мурата”. От “Крейцеровой сонаты” и “Дьявола” писатель вначале идет к универсализации нравственных проблем к расширению социального фона, а затем создает органический синтез личного и универсального, во многом возвращаясь к той постановке повествователя, которая была характерна для “военных рассказов” раннего периода.







СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - Филология


КАФЕДРА теоретической и исторической поэтики

Вернуться к списку