сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2819720 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Литературоведение arrow Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров
Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров print E-mail

Е.М. Мелетинский

Для правильного понимания природы мифа необходимо рассмотреть его в наиболее типичных формах, свойственных не только и не столько "классической древности", сколько обществам более архаичным, чем античное, в которых мифология является доминантой духовной культуры, а мир сверхъестественных существ воспринимается как некая высшая реальность и в качестве первоисточника принятых форм жизни. Миф был гегемоном в том лишь частично расчлененном жанровом синкретизме, который характерен для состояния повествовательного искусства в архаических обществах. Только исходя из мифологических истоков может быть интерпретирована сказочная семантика. Это та же мифологическая семантика, но с гегемонией "социального" кода. Если при переходе от мифа к сказке мифологический космос отчасти заполняется "семьей", то при переходе от мифа к героическому эпосу на первый план выходят отношения племен и архаических государств, как правило, исторически существовавших. Генетическая литература связана с мифологией через фольклор, в частности, повествовательная литература - через сказку и героический эпос, возникшие в недрах фольклора. Литература на протяжении своего развития длительное время прямо использовала традиционные мифы в художественных целях. История культуры всегда так или иначе соотносилась с мифологическим наследием первобытности и древности. Отношение это сильно колебалось, но в целом эволюция шла в направлении "демифологизации", а в ХХ в. мы сталкиваемся с ремифологизацией, значительно превосходящей по своему масштабу романтическое увлечение мифом в начале XIX в. и противостоящей демифологизирующему процессу в целом. Сущность мифологизма ХХ в. нельзя понять, не уяснив специфику подлинной мифологии, первобытной и древней, не поставив вопрос о соотношении их между собой. В курсе анализируется происхождение волшебной, новеллистической и анекдотической сказки, рассматриваются ранние классические и постклассические формы героического эпоса (все время с оглядкой на мифологическое "прошлое"). Изучается происхождение античного и средневекового романа, романа нового времени, а также роль новеллы в процессе формирования повествовательного искусства.


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - Филология


ИНСТИТУТ высших гуманитарных исследований

Вернуться к списку