сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2846002 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Литературоведение arrow История мировой литературы
История мировой литературы print E-mail

А.М. Зверев, Н.С. Павлова, Г.И. Ратгауз,М.Б. Смирнова, И.О. Шайтанов

Курс включает ознакомление с историей европейской и американской литературы от средневековья до нового времени, изучение основных художественных текстов, овладение аппаратом литературоведческих терминов, важнейших культурологических категорий и понятий, формирование навыков интерпретации с учетом специфики каждой эпохи. Логика построения курса основана на сочетании хронологического подхода со сравнительно-типологическим. Анализируются основные проблемы историко-литературного развития (становление и функционирование отдельных жанров и жанровых систем; категория стиля и смена стилевых эпох; концепция человека и картина мира). Курс способствует подготовке гуманитариев-компаративистов с широким междисциплинарным кругозором и предназначен как для филологов, так и для историков. При этом если в курсе для филологов основное внимание уделено теоретико-типологическим аспектам литературного развития, то для историков - связям литературных фактов и исторического контекста. Курс дает представление о своеобразии античного литературного наследия, а также о генетической и типологической преемственности литератур Греции и Рима, показывает место античности в рамках мирового литературного процесса, ее связь с иными литературами древности и ее роль в становлении европейской литературы и культуры. Эпоха средневековья рассматривается в динамике миросозерцания и культуры, обусловившей многообразие как содержания, так и жанровых форм, художественных средств и приемов: средневековая (клерикальная) литература, поэтическое творчество раннего средневековья, рыцарская (куртуазная) литература, городская литература позднего средневековья. Особое внимание уделяется генетической и типологической преемственности по отношению к европейской античности, формированию средневековой модели мира, соотношению фольклора и литературы, письменного и устного слова, светского и сакрального, категориям формы и канона, специфике средневекового художественного мышления (символичность и аллегоричность). Специальное место отведено переходному периоду от средних веков к Возрождению - предвозрождению, творчеству Данте, Вийона, Чосера. Далее анализируются происхождение и эволюция понятий, определивших становление европейской культуры нового времени (Возрождение, гуманизм, утопизм и т. д.) Рассматриваются такие явления, как метафоричность (Петрарка) и новеллистическая последовательность (Боккаччо, Чосер), судьба рыцарской традиции прослеживается в жанре поэмы (Ариосто) и романа (Рабле, Сервантес). В широком идеологическом и социальном контекстах ставятся проблемы гуманизма, сопоставляются различные точки зрения на проблему исторической личности (Макиавелли, Т. Мор), свободы воли (Э. Роттердамский, Лютер). В связи с понятием "трагического гуманизма" наиболее подробно изучаются проблематика и жанровый аспект творчества Шекспира. XVII в. рассматривается как целостная культурно-историческая эпоха с учетом ведущихся в литературоведении и культурологии дискуссий о хронологических границах и метаязыке описания. Здесь анализируются соотношение классицизма и барокко, отражение в литературе различных концепций мира и человека (Грасиан, Паскаль), категория остроумия, изменения в жанровой системе (плутовской роман, трагикомедия, "высокая" комедия Мольера), ведущие в перспективе к перестройке жанрового сознания последующих эпох. Изучение богатой и разнообразной истории европейских литератур XVIII в. (Франция, Англия, Германия) включает такие аспекты, как философская направленность и развитие сатирических жанров, фантастики и аллегории, а затем и нравоописательного романа. Особое внимание уделено писателям, которые, отклоняясь от канонов Просвещения, предвосхищали литературные открытия XIX-XX вв. (Свифт, Прево, Руссо, Стерн, участники движения "Буря и натиск"). Романтизм первой половины XIX в. представляется как целостная система художественного мышления, занимающая особое место в макроконтексте европейской культурной традиции. Главным объектом анализа является идейно-образная система романтизма, а сквозными принципами изложения материала - компаративный принцип и принцип "от текста к контексту" (опора на конкретные тексты, их сравнительный анализ и реконструкция общекультурного контекста, служащего фоном для данной системы). Наиболее подробно изучаются творчество Шиллера, Гельдерлина, Новалиса, Клейста, Гофмана, Колриджа, Байрона, Китса, Виньи, Нерваля, Бодлера. Литература второй половины XIX в. (приблизительно от 1830 г., ставшего историческим рубежом для Европы, до начала XX в.), для которой характерна смена эстетических систем, прослеживается в ее развитии от позднего романтизма к классическому реализму, а затем к символизму и натурализму. Анализируется творчество самых значительных писателей - Гейне, Бальзака, Стендаля, Флобера, Теккерея, Мелвилла, Уитмена, Бодлера, Золя, Уайльда, Киплинга и других. Литературный процесс соотносится с наиболее значительными веяниями интеллектуальной жизни того времени: марксизмом, позитивизмом, социальным дарвинизмом, концепциями Кьеркегора, Тэна, Карлейля, Ницше. Особое внимание уделено проблемам "художественной революции", новаторства, ознаменованного поэтикой верлибра, "новой драмы" (от Ибсена до Метерлинка и Стриндберга). В разделе, посвященном XX в., рассматриваются значение философии и истории для нового осмысления пространства и времени в литературе, релятивизм и множественность возможных точек зрения, проб-лема вины и поступка, конфликтные отношения человека с миром, внутреннее и внешнее, техника монтажа, "потока сознания" и т. д. Новое качество художественного мышления XX в. изучается на примерах творчества Пруста, Джойса, Кафки, Фолкнера и других. Студенты получают навыки обращения к литературе как особой форме размышления о человеке и жизни.


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - Филология, История


КАФЕДРА сравнительной истории литератур

Вернуться к списку