сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2819102 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Культурология arrow История отечественной культуры
История отечественной культуры print E-mail

И.В. Кондаков

Изучение курса начинается с освещения итогов развития классической русской культуры и характеристики ключевых ее фигур (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Данилевский, В. Соловьев, К. Леонтьев), подготовивших становление и развитие русской культуры Серебряного века, и завершается анализом культуры постсоветской России на рубеже ХХ и XXI вв. Отдельные разделы курса посвящены классическому наследию второй половины XIX в. и его роли в культуре ХХ в., своеобразию культуры Серебряного века, советской тоталитарной культуре и культуре русского зарубежья - в их сопоставлении и смысловом своеобразии. Центральное место в курсе занимает анализ советской тоталитарной культуры как принципиально новой ценностно-смысловой системы; рассматривается ее генезис в рамках русской классической культуры и культуры русского модерна; анализируются процессы культурной революции в Советской России и конфронтация с культурой русского зарубежья. В общем виде изучается культура русского зарубежья и основные тенденции ее развития, продиктованные логикой отталкивания от советской тоталитарной культуры, революции (включая культурную революцию в России), большевизма и т. п. Феномен “двух культур в одной национальной культуре” осмысляется как принципиально своеобразное явление русской и российской культуры, не имеющее аналогов в истории мировой культуры. Осуществляется типологический и сравнительно-исторический анализ русской советской культуры и культуры русского зарубежья; особый акцент делается на культурно-регулятивном механизме селекции, объясняющем логику “раздвоения единого” в истории русской культуры ХХ в. Важной проблемой курса является осмысление форм и динамики культурного плюрализма в истории отечественной культуры ХХ в. (эпохи “культурного нэпа”, “оттепели”, “перестройки”, содержавшие в себе тенденции культурной конвергенции). Начиная с явлений культурного плюрализма в условиях политической диктатуры (1920-е гг.) исторически прослеживаются тенденции становления позднейшего культурного плюрализма “постсоветской” эпохи, сочетающего советские и зарубежные традиции русской культуры ХХ в., и анализируются истоки отечественного постмодернизма, существенно отличающиеся от генезиса западноевропейского постмодерна.


Специальность - Музеология


Кафедра истории и теории культуры

Вернуться к списку