сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2820473 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow История. Исторические науки arrow Теория и методология истории.
Теория и методология истории. print E-mail

О.М. Медушевская
М.Ф. Румянцева



История как наука имеет целью достижение нового и точного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса. Соответственно предмет методологии истории - способы получения научного исторического знания, его теоретико-эпистемологические основы, история формирования научных методов, их современные критерии и области применения. Теория истории рассматривает соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса в их историческом развитии. В курсе рассматриваются теории исторического процесса, порождаемые в рамках эпистемологических парадигм, рассмотренных ранее в курсе методологии истории, выясняются принципы построения и структура теорий исторического процесса.
Цель курса - рассмотреть проблемы построения системного знания о Человеке на уровне интеграции научных методов (естественнонаучные и гуманитарные методы, психоанализ, социология и социальная психология, структурализм), провести анализ эпистемологических оснований теорий исторического процесса с учетом новейших теорий строятся понятия объекта, исторического факта, источников исторического знания и системного знания о человеке.
Задачи курса:
- дать знание о системе методов исторического познания, отвечающее современным представлениям наук о человеке в его отношении к природе, обществу, государству и познанию;
-сформировать умение творчески применять принципы методологии исторического исследования; выявлять эпистемологические корни современных познавательных парадигм, а также проводить эпистемологический анализ глобальных теорий исторического процесса,
- выработать навык самостоятельной работы с литературой по проблема эпистемологии гуманитарного знания, самостоятельного осмысления и интерпретации философского текста; реализации системной методологии в исследовательской практике;
- дать знание о способах построения теорий исторического процесса, о взаимообусловденности методологии и теории истории;
-сформировать умение исследовать эпистемологические основания теорий исторического процесса;
- выработать навык самостоятельной работы с литературой по проблемам историософии, самостоятельного осмысления и интерпретации философского текста.
По окончании курса студент должен знать эпистемологические основы основных методологических парадигм исторического знания и теорий исторического процесса, уметь выявлять методологические основания исторических и историософских произведений, иметь навык методологической рефлексии собственной исследовательской работы.
Основные проблемы методологии истории рассмотрены в курсе в сравнительно-историческом освещении. Курс имеет системообразующее значение в цикле дисциплин эпистемологического, методологического и методического характера.


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - История, Историко-архивоведение.


КАФЕДРА источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Вернуться к списку