сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2845123 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow История. Исторические науки arrow Кризис социальной памяти на рубеже XX-XXI вв. и пути его преодоления.
Кризис социальной памяти на рубеже XX-XXI вв. и пути его преодоления. print E-mail

М.Ф. Румянцева


Современную социокультурную ситуацию принято характеризовать как "состояние постмодерна", базовой характеристикой которого является кризис исторического метарассказа. Кризис исторического метарассказа - это реальность актуального исторического знания. Он не может оцениваться в морально-этических категориях "хорошо - плохо". Но мы должны четко понимать, что кризис метанарратива национального уровня разрушает социальную память, ведет к атомизации социума и в конечном счете к утрате национально-государственной идентичности. Актуальная ситуация часто характеризуется как ситуация цивилизационного перехода, которая в терминах синергетики может быть описана как точка бифуркации, в которой единичное социальное действие может повлечь крупномасштабные и малопредсказуемые последствия. В этой ситуации профессиональный историк должен сознавать свою ответственность. Он может осознанно принять ситуацию, как она есть, и увеличивать энтропию путем дробления поля исторического исследования на мелкие делянки. Но при этом придется признать, что формирование социальной памяти как основы самоидентификации социума отдается на откуп идеологам различного толка - от ультра-западников до ура-патриотов. Историк может попытаться искать выход из кризиса исторического метанарратива, что возможно на путях методологической рефлексии.
В спецкурсе рассматривается проблема кризиса социальной памяти как результат кризиса исторического метанарратива в ситуации постмодерна; анализируются причины кризиса и описывается структура актуальной социокультурной ситуации и ее принципиальная специфика; рассматриваются модификации традиционных, сформировавшихся в XVIII - XIX вв., задач научного исторического знания, динамика его взаимодействия с массовым историческим сознанием в конце XX в., в ситуации постмодерна; предпринимается попытка краткосрочного прогноза познавательной ситуации в исторической науке и ее взаимодействии с массовым сознанием; исследуются возможности преодоления кризиса исторического метанарратива, выхода на новый уровень исторического знания (профессионального научного и массового обыденного) и формирования социальной памяти как средства интеграции социума на основе феноменологической теоретико-познавательной парадигмы.




СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - история



КАФЕДРА источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин

Вернуться к списку