сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2819462 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow История. Исторические науки arrow Всеобщая история
Всеобщая история print E-mail

А.А. Александров, О.В. Ауров, О.В. Барсукова, Н.И. Басовская, А.А. Борзунов, И.Е. Ермолова, В.И. Журавлева, Н.П. Калмыков, С.Е. Князева, А.А. Ковалев, О.В. Павленко, Н.В. Ростиславлева, О.В. Саприкина, О.В. Сидорович, И.Б. Твердохлеб, А.В. Шарова

Цель курса - формирование у студентов глубокого и цельного представления об общем и особенном в генезисе и развитии основных периодов истории человечества, усвоение ими определенного объема фактического материала, ознакомление с основными историографическими традициями и тенденциями в изучении зарубежной истории, выработка навыков профессиональной работы с историческими источниками различных эпох.

Изучаются пять крупнейших хронологических периодов: история Древнего Востока; история Греции и Рима; история средних веков; новая история; новейшая история, а также два самостоятельных курса “Исто-рия стран Азии и Африки” и “История стран Центральной и Юго-Восточной Европы”, построенных с учетом пространственно-географического фактора.

В разделе “История древнего Востока” излагается история основных цивилизаций этого региона: шумеро-аккадской (Месопотамия), египетской (долины Нила), финикийской и древнееврейской (Палестина), Ирана, Индии и Китая. Подробно освещается вопрос о генезисе и основных тенденциях развития древнейших цивилизаций планеты, культурной преемственности народов Ближнего Востока и о значении древневосточных культур для развития последующих цивилизаций.

Делается попытка продемонстрировать слабость и относительность жестких схем и моделей исторического развития. Оригинальность концепции курса по сравнению с общими курсами истории Древнего Востока в том, что основное внимание в нем уделяется первичным цивилизациям (Шумер, Египет и др.), оказавшим значительное влияние на окружающие народы, в том числе на так называемые периферийные цивилизации (Урарту, Митаннии и др.).

Античная цивилизация рассматривается как определенная система хозяйственных, социальных, политических и культурных институтов и одновременно как система человеческих ценностей. Большое значение придается главной экономической и социально-политической ячейке античного мира - гражданской общине (полису), предопределившей неповторимое своеобразие облика античной цивилизации и человека античной эпохи.

Общество крито-микенского периода рассматривается, с одной стороны, как продолжение развития цивилизации древнего Ближнего Востока, с другой - как пролог античной цивилизации. В качестве ключевых проблем истории античной цивилизации, глубокое понимание которых необходимо историку, раскрываются: становление классического полиса; античная (или полисная) форма собственности как основа античной цивилизации; варианты развития полисной организации в античном мире (демократические Афины и олигархическая Спарта).

В разделе истории средних веков рассматриваются становление и развитие западноевропейской цивилизации от времени кризиса и распада Западной Римской империи до начала нового времени. Зарождение западноевропейской цивилизации анализируется на основе концепции глобального исторического синтеза, взаимодействия античного мира и варварской периферии. При изучении проблемы становления западноевропейского мира критически освещается традиционный историографический спор “романистов” и “германистов”, привлекаются современные междисциплинарные подходы (данные демографии, топонимики, климатологии и др.). Образование и распад империи Карла Великого рассматриваются как проявление интеграционных и дезинтеграционных процессов в развитии средневековой цивилизации и формировании основ будущих национальных государств. “Феодальная революция” X в. завершает изучение становления средневекового мира в Западной Европе. Наряду с социально-экономическими характеристиками сложившейся цивилизации в курсе освещаются проблемы “духовного космоса” средневекового человека, раскрывается своеобразная картина мира, построенная на нераздельности земного и небесного.

С позиции исторического синтеза и взаимодействия цивилизаций Востока и Запада в курсе излагаются история крестовых походов, история мусульманских государств на Пиренейском полуострове, рассматриваются взаимоотношения Византии и западноевропейских стран.

История западноевропейского региона в XIV - XV вв. освещается под углом зрения концепции “осени средневековья”, соединяющей черты высокого расцвета цивилизации и первые симптомы кризиса ее ключевых параметров. Утрата феодальной элитой лидирующих позиций в обществе, изменения в ценностных ориентирах рассматриваются как тенденции в развитии феодальных государств.

Раздел завершается анализом сущностных перемен в природе средневековой цивилизации Западной Европы и характеристикой переходных явлений раннего нового времени.

Проблемно-хронологический принцип построения курса истории стран Запада в новое время позволяет проследить общее и особенное в экономическом и политическом развитии западного мира. Наиболее полно в курсе освещаются следующие проблемы: промышленная (экономическая) модернизация в странах Запада и эволюция традиционного общества в индустриальное - утверждение конституционализма и парламентаризма в западном мире; процесс становления гражданского и правового общества и государства в новое время; расцвет европейской цивилизации в XIX в.; роль революций и общественно-политических движений в новое время. Прослеживается эволюция политических систем от авторитарных к демократическим, показана неразрывная связь в развитии демократического, гражданского и правового общества и государства, основанного на приоритете закона.

В разделе новейшей истории рассматриваются основные тенденции развития западной цивилизации XX в., общие направления социально-экономической и политической жизни западного мира, а также особенности развития пяти стран: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, характерные для понимания существа эволюции стран Запада в новейшее время. Раздел начинается с истории первой мировой войны, вскрывшей и обусловившей многие черты мирового развития в XX в.

Центральными являются проблемы научно-технического и технологического прогресса в XX в., его экономические, политические и социокультурные последствия и реакция на них западного мира. Большое внимание уделено процессу складывания социально ориентированного общества и государства, эволюции партийно-политических систем крупнейших стран Запада, развитию основных идеологических доктрин, истории мировых войн как феномена XX в., проблемам противостояния сверхдержав.

История стран Азии и Африки хронологически охватывает период от эпохи средневековья до конца XX в. Главная задача заключается в рассмотрении через призму социально-экономической, политической и культурной истории специфических черт формирования, взаимопроникновения и преемственности традиций исламского, индо-буддийского и китайско-конфуцианского миров. Особый интерес вызывают проблемы деколонизации и национального самоопределения народов Востока в новое и новейшее время и связанный с этим выбор ими путей развития. Даются основные представления о закономерностях развития этого региона, формируется новый, неевропоцентристский подход к изучению истории народов Азии и Африки и прививаются навыки соотнесения общего и особенного в изучении мирового исторического процесса.

Главным отличием курса истории государств Центральной и Юго-Восточной Европы в средние века, новое и новейшее время является выход за рамки чисто “славянского” подхода за счет включения истории неславянских земель Центральной и Юго-Восточной Европы и истории таких империй, как Австрийская, Прусская, частично - Османская и Российская. Важно определить место и роль Центральной Европы и Балканского полуострова в мировом историческом развитии и отличительные черты развития региона: особенности феодализации народов Центральной Европы и Балканского полуострова, пути образования государственности на землях региона; “славянская экспансия” на Балканах, византийско-славянское взаимовлияние; славяно-германское взаимодействие в Центральной Европе; проблема установления государственных границ и их соотношение с этническими; особенности индустриализации государств и земель Центральной и Юго-Восточной Европы, роль империй в политической теории и практике региона; процессы национального просвещения и национального возрождения, их связь с индустриализацией; влияние исламской цивилизации на развитие христианских народов Юго-Восточной Европы.

В разделе, посвященном новейшей истории, рассматриваются вопросы становления государственного механизма и экономического развития государств Центральной и Юго-Восточной Европы в межвоенный период, положение “малых” стран в большой политике 30-40-х гг. XX в., процессы формирования и кризиса мировой системы социализма, показываются реалии постсоциалистического периода в истории государств региона.


Специальности - История, Историко-архивоведение


Кафедра всеобщей истории

Вернуться к списку