сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2820256 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Искусство. Искусствоведение arrow Западноевропейское искусство XIX - XX вв.
Западноевропейское искусство XIX - XX вв. print E-mail

К.Л. Лукичева

В курсе освещается развитие архитектуры, изобразительного искусства и дизайна в странах Западной Европы и Америки в XIX-XX столетиях, рассматриваемое в широком культурном контексте - философско-эстетических концепций эпохи, взаимовлияний разных видов искусства (литературы, музыки, кинематографа), ускоряющегося научно-технического и технологического развития, усиления интеграционных процессов в культуре и проблем сохранения национального своеобразия.
Задача курса - представить конкретный художественный материал (памятники, стили, школы, направления, творчество выдающихся мастеров); выработать понимание специфики эволюции художественной культуры указанного периода и особенно XX столетия, корней и причин принципиальной новизны ряда художественных и культурных феноменов, сформировать знания о природе культурных парадигм в этом временном пространстве, о глобальных культурных процессах, нашедших отражение во взаимодействии европейского искусства с традиционными культурами (первобытной, Африки, Азии), особенно с цивилизациями Востока (китайской, индийской, японской), а также современного искусства Европы и Америки с классической европейской художественной культурой.
Изучаются основные стили и стилистические направления (неоклассицизм, академизм, ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм, модерн и др.), причины и проблемы бесстилевой эволюции искусства в XX в., основные художественные и культурные явления нашего столетия (фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстрактное искусство, дада, сюрреализм, поп-арт, концептуализм, художественная культура постмодернизма). Рассматриваются основные этапы развития скульптуры, причины и последствия отказа от антропоморфизма, характерного для пластики нового времени, процессы взаимовлияния живописи, архитектуры, скульптуры. Исследуются общий уровень и выдающиеся явления в архитектуре, их обусловленность социальными и технико-технологическими аспектами. Особое внимание уделяется изучению природы новых форм творческой активности, новых "ролей" автора и зрителя в них, порожденных ими особенностей творческой психологии и психологии восприятия. Методика преподавания предполагает комплексный подход, сочетающий классические формы методологии искусствознания с философско-эстетическими и культурологическими подходами.
Художественные феномены трактуются в широком духовном и эстетическом контексте, на компаративистской основе, позволяющей выделить типологические признаки и индивидуальную специфику на разных уровнях - от видов искусства до сравнения природы разных культур и художественных эпох. Особенностями данного курса являются его методологическое обеспечение и транскультурный контекст (во времени и пространстве), обусловленные принципиальными отличиями современной художественной культуры по сравнению с классической европейской, и активное обращение к предоставляемым Internet возможностям: информации о выставочной деятельности крупнейших музеев мира в сфере современного искусства, постоянно обновляющаяся библиография (общие работы и монографии).


СПЕЦИАЛЬНОСТИ - Музеология, Искусствоведение


КАФЕДРА всеобщей истории искусств

Вернуться к списку