сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2843850 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Искусство. Искусствоведение arrow Доисторическое племенное искусство
Доисторическое племенное искусство print E-mail

О.Ю.Артемова.

Предлагаемый курс представляет собой новое композиционное явление. До сих пор, как правило, при обзорах на тему "Первобытное искусство" ограничивались главным образом характеристикой памятников искусства каменного и бронзового вв. Евразии. Автор курса поставил перед собой задачу сочетать эту традиционную специфику с археологическими данными по древнейшему искусству других континентов и со стадиально-сопоставимыми этнографическими данными.

Предмет курса - изобразительное искусство и устное творчество в до- и бесписьменных культурах, изучаемых археологически и этнографически.

Цель курса - дать студентам представление о ранних этапах развития искусства, о различных научных подходах к решению проблемы происхождения искусства, а также о возможностях и перспективах изучения этнографических аналогов доисторического изобразительного творчества.

В задачи курса входит ознакомление студентов с основными типами памятников художественного творчества дописьменной эпохи и их хронологической атрибуцией, а также с выдающимися образцами изобразительного и словесного творчества бесписьменных обществ, изучавшихся этнографически.

Новым для отечественной науки является также концептуальное разграничение между доисторическими и традиционными, племенными, обществами и, соответственно, доисторическим и племенным искусством. Прежде, в рамках марксистского формационного подхода, и те и другие общества включались в одно понятие "первобытные общества" и, соответственно, как единый комплекс расценивалось "первобытное искусство" (хотя никогда, или почти никогда не анализировалось комплексно). Сформулированный подход диктует раздельное описание археологических и этнографических материалов. В заключение курса делается попытка их синтеза. Особое внимание уделяется проблемам диффузии и конвергенции форм в изобразительном искусстве и эволюции антропоморфных изображений. Предполагается использование обширного иллюстративного материала и развитие у студентов определенных навыков самостоятельного стилистического и содержательного анализа изучаемых произведений искусства.

Студент получает представление об основных концепциях происхождения искусства, знакомится с основными характеристиками археологических памятников, принадлежащих различным хронологическим эпохам. Студент, прослушавший курс, способен по видеоматериалам (регулярно демонстрировавшимся на занятиях) приблизительно атрибутировать образцы изобразительного творчества (эпоха и регион).

Специальность - Музеология



КАФЕДРА Учебно-научный центр социальной антропологии

Вернуться к списку