сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2820425 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Литературоведение arrow Риторика
Риторика print E-mail
И.А. Протопопова

В курсе риторика представлена как теоретическая и практическая дисциплина. Основная цель курса состоит в том, чтобы студенты усвоили целостность риторической парадигмы культуры как систему внутренне взаимосвязанных и взаимообусловленных теоретических и практических компонентов. Задачи курса определяются внутренним содержанием самой риторической парадигмы и могут быть разделены на два блока. Во-первых, это задачи, связанные с теоретическим и практическим усвоением риторики как одного из основных феноменов идеоречевой деятельности человека: прояснение базовой связи содержание-выражение в контексте акта коммуникации; теоретическое усвоение сущности основных коммуникативных стратегий как речевого оформления парадигматических ''жанров сознания" (М.М.Бахтин); практическое овладение основами построения речи сообразно определенному коммуникативному замыслу. Во-вторых, это задачи, связанные с историко-культурным аспектом бытования риторической парадигмы: создание целостного представления об исторических и социокультурных предпосылках возникновения "риторической ментальности" в европейской культуре; осознание специфики основных исторических этапов развития риторики как отражения динамики европейской культуры; усвоение историко-культурных связей риторики как отдельной дисциплины с философией, наукой, литературой и Т.д. Важность риторики в контексте культурологического и, шире, гуманитарного образования определяется тремя основными параметрами: 1) риторика представляет собой культурное отражение глобального идеоречевого феномена "мысль-слово"; 2) риторика является рефлексивным слоем (на уровне теории и практики) сферы речевой коммуникации; 3) риторика - одна из существенных составляющих ментального плана всей европейской культуры. Исходя из важности риторики в общем цикле гуманитарной человеческой деятельности, эта дисциплина должна занять одно из важнейших мест в подготовке студента-культуролога. Теоретическое умение распознавать риторические ходы мысли и слова в самых разных формах коммуникации (в том числе не только вербальной, но и, например, визуальной) способствует критическому подходу к феноменам культуры, позволяет вырабатывать специфическую профессиональную культурологическую рефлексию относительно форм и способов коммуникации. Прикладное значение риторики в подготовке студента-культуролога определяется необходимостью практического овладения различными коммуникативными стратегиями, устными и письменными жанрами в разных коммуникативных ситуациях.

Специальность - культурология.

Кафедра истории и теории культуры.

Вернуться к списку