сайт РГГУ
 


Curriculum


Высшее университетское образование


Постдипломное образование


Довузовское образование

 
 
 
2819115 посетителей

 
arrow Высшее университетское образование arrow Культурология arrow Культура изучаемого региона в древности и в средние века
Культура изучаемого региона в древности и в средние века print E-mail

С.И.Кучера

Предмет курса - характерные черты развития культуры народов Восточной Азии в древности и в средневековье.

Цель курса - ознакомление студентов с культурой народов группы государств: КНР, КР, Кореи и Японии, игравших как в прошлом, так и в настоящем существенную роль в жизни России и кроме того занимающих исключительные позиции в военном, экономическом. политическом и других отношениях в мировом сообществе.

В рамках лекционного курса студенты ознакомятся  с историей и своеобразием культуры региона в целом и каждой из названных стран в отдельности. Основная задача этой части занятий показать, как на базе местного высоко развитого и весьма продолжительного неолита во всех государствах региона возникла и сложилась местная культура. Вторая задача - показать разные темпы и специфику развития этих культур не только в пределах каждой отдельной страны, но и внутри самих их, особенно в Китае. Третья задача - обосновать понятие "китайский мир", показать влияние Китая на соседние страны, особенно заметное в годы расцвета самого Китая в эпохи Хань, Тан, Сун и монгольского владычества в Восточной Азии. Четвертая задача - обрисовать процесс усвоения китайской культуры, приспособления ее к местным условиям, ее трансформации и, наконец, "освобождения" от нее, на базе полной ее кореанизации и японизации.

Во время семинарских занятий лекционный материал дополняется докладами и разработками самих студентов, их обсуждением, с учетом индивидуальных наклонностей и возможностей учащихся, их языковой (знание как восточных, так и западных языке подготовки и т.п.

Особенности курса. Культура стран Восточной Азии обладает рядом специфических черт, которые делают ее уникальной в пределах всей ойкумены. Прежде всего - это культура местная, автохтонная, возникшая и сформировавшаяся в данном регионе, в котором внешние (по отношению к региону в целом) влияния либо вообще не играли никакой роли, либо эта роль была крайне незначительной. Единственным реальным исключением можно считать буддизм, но и то распространение изначального учения имело место только в Китае, дальше же проник уже китайский буддизм (КНР и ныне остается главной буддийской страной мира). Далее, это культура очень древняя, развивавшаяся к тому же непрерывно на протяжении не менее пяти тысяч лет, устоявшая перед напором кочевых народов Северной Азии, армий Чингис-хана, купцов и солдат Европы и т.д. И наконец, это культура, оплодотворившая мир своими достижениями. Курс обеспечен источниками и литературой на русском и иностранных языках в огромном количестве, и основной задачей преподавателя будет разумное и сбалансированное ограничение информационной базы.

В результате изучения курса студент овладевает базовым социоантропологическим материалом по древней и средневековой культуре народов Восточной Азии, научается хорошо ориентироваться в географии расселения людей в названные эпохи и в названном регионе, узнает его этнический состав и основные этногенетеческие данные и теории, а также главные вехи этногенеза изучаемых народов.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Социальная антропология

КАФЕДРА: Учебно-научный центр социальной антропологии

Вернуться к списку